Психология восприятия цвета

Возрастная динамика способности цветораспознавания Править

Изучения, проведённые с детьми в возрасте 4 месяцев, продемонстрировали, что они хорошо различают четыре группы цветов (красный. жёлтый. зелёный и светло синий ), не дифференцируя их по оттенкам .

Роль культурных изюминок в восприятии цвета и лингвистика Править

В культуре различных народов эмоциональное и прикладное восприятия цвета весьма различно и связано с долгой исторической традицией в относительно изолированного развития этноса. религии. Из этого различие восприятия, к примеру, белого и чёрного цветов (траур либо радость — в зависимости от культуры, религии).

Потому, что в конкретном языке и, шире, в конкретной культуре концентрируется исторический опыт их носителей, ментальные представления носителей разных языков смогут не совпадать. Как пример того, как по-различному языки выделяют (как принято сказать в лингвистике, концептуализуют) внеязыковую действительность, часто приводят термины системы цветообозначения. Так, в русском языке присутствуют два отдельных слова светло синий и светло синий — в отличие от многих германских языков. в которых диапазон цветов соответствующей части спектра перекрывается единым обозначением, типа английского blue (ср. нем. blau и фр. bleu ). Близкая система цветообозначения светло синий-голубых цветов принята в других славянских языках. к примеру, в украинском и польском.

Подробнее об ассоциативных рядах на любой цвет см. в статьях на отдельные цвета (красный. зелёный. светло синий. бордо и т. д.)

История социокультурного восприятия цвета Править

Имена цветов — элемент культуры определённого народа. закреплённый в словарном запасе носителей того либо иного языка.

Психология восприятия цвета

Имена цвета смогут принимать символическое значение.

Социально-культурные и эмоциональные особенности Править

Одновременное рассматривание одних и тех же несамосветящихся предметов либо источников света несколькими наблюдателями с обычным цветовым зрением, в однообразных условиях рассматривания, разрешает установить однозначное соответствие между спектральным составом сравниваемых излучений и вызываемыми ими цветовыми ощущениями. На этом основаны цветовые измерения (колориметрия ). Такое соответствие конкретно, но не взаимно-однозначно: однообразные цветовые ощущения смогут приводить к потокам излучений разного спектрального состава (метамерия ).

Определений цвета. как физической величины. существует большое количество. Но кроме того в лучших из них с колориметрической точки зрения довольно часто опускается упоминание о том, что указанная (не взаимная) однозначность достигается только в стандартизованных условиях наблюдения, освещения и т. д. не учитывается изменение восприятия цвета при трансформации интенсивности излучения того же спектрального состава (явление Бецольда — Брюкке ), не принимается во внимание т. н. цветовая адаптация глаза и др. Исходя из этого многообразие цветовых ощущений, появляющихся при настоящих условиях освещения, вариациях угловых размеров сравниваемых по цвету элементов, их фиксации на различных участках сетчатки, различных психофизиологических состояниях наблюдателя и т. д. неизменно богаче колориметрического цветового многообразия.

К примеру, в колориметрии одинаково определяются кое-какие цвета (такие как оранжевый либо жёлтый), каковые в повседневной жизни воспринимаются (в зависимости от светлоты) как бурый. каштановый, коричневый. шоколадный, оливковый и т. д. В одной из лучших попыток определения понятия цвет, принадлежащей Эрвину Шрёдингеру. трудности снимаются несложным отсутствием указаний на зависимость цветовых ощущений от бессчётных конкретных условий наблюдения. По Шредингеру, цвет имеется свойство спектрального состава излучений, общее всем излучениям, визуально не различимым для человека.

Психология восприятия цвета

Сочетания цветов воспринимаются гармоничными (соответствующими) или нет. Считается, что соответствуют различные степени насыщенности и различные оттенки одного цвета (одноцветная и преобладающая цветогармонии), родные цвета в спектре (аналогичная цветогармония), противоположные цвета в цветовом круге (комплементарно-контрастная цветогармония), и сочетания с не входящими в состав цветового круга белым и тёмным цветами практически любых других цветов, не считая жёлтого с обоими, через чур ярких цветов с белым и через чур чёрных цветов с тёмным. [1] [2] [3] [4]

Сочетания цветов по степени ухудшения восприятия: светло синий на белом, тёмный на жёлтом, зелёный на белом, тёмный на белом, зелёный на красном, красный на жёлтом, красный на белом, оранжевый на тёмном, тёмный на пурпуровом, оранжевый на белом, красный на зелёном.

Психология восприятия цвета

Существует цветотерапия — лечение цветом.

В технических приложениях суть цветовых маркеров достаточно жестко определяет использование каждого цвета.

  • Красный — опасность, запрет
  • Жёлтый — с опаской! Внимание!
  • Зелёный — безопасность, экологичность
  • Обстоятельства выбора сигнальных цветов связаны с цветовым и яркостным контрастами. Так, жёлтый участок спектра имеет большую видность. а потому чередование жёлтых полос с тёмными снабжает восприятие на громаднейшем расстоянии.

Психология восприятия цвета

  • Дополняя осиную дающую предупреждение раскраску нанесением косых полос, снабжают улучшение распознавания страшных технических объектов — балки, краны, столбы (обеспечивается визуальное отделение от вертикальных и горизонтальных природных объектов, в основном формирующихся в поле силы тяжести).
  • светло синий сигнальный свет используется для маленьких расстояний, поскольку его лучи очень сильно рассеиваются (военная, ЖД сигнализации).
  • Цвет формы спортсменов воздействует на решения судей [5]. Футбольная команда. одетая в красную форму, имеет повышенные шансы на победу при игре на своём поле.
  • Цвет текста может воздействовать на принятие решений. Утверждения зелёного цвета приводят к согласию [6] .

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *